Детский оздоровительный лагерь

частное учреждение ПАО ЧМК

Под тенью Медного Всадника…

Вы мечтаете стать богатым? Блеснуть талантом и удивить мир? Оставить след в истории и заставить Вселенную содрогнуться? А вы уверены, что вы – не на опасном пути? По закону жизни и природы вершины и пропасти – всегда рядом.

Портрет. Питер. Пробки

Сегодня время задуматься. В нашем лагере – авторский спектакль Вадима Долговых, актёра Челябинского государственного академического театра драмы имени Наума Орлова. «Портрет. Питер. Пробки». Не в каждый лагерь приезжают профессиональные актёры, событие неординарное. Но у нас такое случается, с легкой руки директора Тамары Евстигнеевой.

На этот раз Вадим Долговых предстает в трёх ипостасях: автор сценария, режиссёр и актёр. Выбор пал на «Портрет» Николая Васильевича Гоголя, одну из «Петербургских повестей» великого русского писателя.

Изначально на большом экране – известные памятники северной столицы. Адмиралтейский шпиль, Медный всадник – памятник Петру I на Сенатской площади. Своё название памятник благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, современника и друга Н.В.Гоголя (кстати, идею «Мертвых душ» Гоголю подарил именно Пушкин, произведение ожидал ошеломляющий успех!).

Отличный повод погрузиться в великолепную русскую классику, написанную ярчайшим, сочным языком. Мы отправляемся с автобусом на экскурсию по славному городу на Неве.

«Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит».

Таким описал северную столицу Пушкин. А мы увидим современный Санкт-Петербург, где не счесть достопримечательностей, тайн и загадочных историй. Но – пробка! Это надолго! Чтобы не скучать, наш гид приоткрывает скрипучие двери… в городскую легенду о судьбе одного художника. Зал притих, слушая страшную историю «господина Че», с неожиданными поворотами и леденящими душу подробностями.

Жил-был художник на Васильевском острове. С большим талантом, но очень-очень бедный. Он не мог заплатить за скромную каморку, нередко голодал, но рисовал вдохновенно и с огоньком, подавая большие надежды. Однажды он купил на последние деньги неоконченный портрет, поразивший его до крайности. И потерял покой – герой картины преследовал его в ночных кошмарах. Это был старик бронзового цвета, явно азиатской наружности. Необыкновенней всего были глаза: они глядели, как живые! Сила кисти неизвестного художника была разительна.

А потом – череда необыкновенных событий. Скрип половиц по ночам, фантастический лунный свет, пронзительный взгляд через белую простыню, которой художник накрыл пугающий портрет. Костлявая рука, опирающаяся на старую ширму, ледяной пот и бессонные ночи – и, наконец, таинственный сверток с надписью «1000 червонцев». Он выпал из портрета в самый тяжкий момент, когда хозяин квартиры пришёл к художнику с квартальным надзирателем, чтобы выбросить его на улицу.

Художник разбогател так неожиданно, что потерял голову. Он стал щёголем, снял роскошную квартиру, стал развлекаться на балах и пирушках, бесцельно кататься по городу и заводить светские знакомства. Благодаря деньгам о нем писать пресса, он стал модным, посыпались заказы. И он забыл в этой суете предостережения своего учителя: «Смотри, брат, ты талантлив, но нетерпелив. Будет грешно, если ты погубишь свой талант».

А зачем идти по трудному пути, когда есть легкий и, кажется, приятный? Началось с юной богачки, наш художник превратил её в Психею. А потом – другие метаморфозы. Кто хотел видеть в себе Марса – стал Марсом, кто хотел Байрона – тому «в лицо совал» Байрона, а кто хотел Ундину – пожал-ста, вот вам Ундина! Все превозносили гений «Че» и были в восторге.

Но однажды после хмельного угара художника ожидало потрясение. Академия художеств пригласила оценить работу товарища, привезённую из Италии. «Он поспешил принять значительную физиогномию знатока и приблизился к картине, но, Боже, что он увидел! Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем… С чувством невольного изумления созерцали знатоки новую, невиданную кисть».

И тогда наш художник вздрогнул. С его глаз словно слетела повязка. Он понял, что безжалостно погубил свои лучшие годы. Он погасил искру огня, горевшего в его груди! Он вернулся домой и начал лихорадочно рисовать, ему так хотелось изобразить отпадшего ангела, но… Все фигуры, позы и мысли ложились принужденно, несвязно и мертво. Художник потерял свой талант безвозвратно. Мрак сгущался, как и однообразные полосы на экране. Высокая идея… Божья искра… Сама жизнь… Всё перечеркнуто! Кисть невольно обращается к затверженным формам – Марсам, Ундинам, Психеям. Руки складываются на заученный манер, голова не смеет сделать необычного поворота…

«Но точно ли был у меня талант?» – усомнился наш герой. Он с ужасом понял, ЧТО он утратил в погоне за богатством, удовольствиями и развлечениями. И тогда его охватили дикая зависть и бессильная злоба. Он стал скупать и губить лучшие произведения других художников. А денег-то навалом! Вы видели, как злоба и пороки разрушают человека, искажают лучшие черты, задатки и таланты? Мы видим это сейчас! На него страшно и больно смотреть. Бесчеловечное лицо, недобрый и жадный взгляд, вечно жующая и неестественная гримаса.

Он сошёл с ума и погиб совсем молодым. Впрочем, он стал мертвым ещё при жизни, потеряв дарованный ему свыше талант. Божественный огонь, в котором «и жизнь, и слёзы, и любовь».

Вот такую историю нам преподнес Вадим Долговых в своем спектакле.

- Это «Портрет» Гоголя. Загуглите! – призвал в финале рассказчик и исполнитель сразу нескольких ролей. Притихший зал вздохнул. Это только кажется, что она – в далеком 19 веке. Она случается всегда, во все времена. Любой художник – и даже ребёнок! – должен каждый день выбирать, что для него превыше всего: талант, высокие идеалы, свободное творчество или деньги, слава и развлечения.

Безусловно, это сильная работа. Нет жестких рамок, столько пищи для развития идеи, для размышления! Вадим Долговых очень тонкий актёр, но главное, как мне кажется, он любит детей. Самое ценное – любовь к человеку, тревога и боль за будущее, желание разбудить и изменить что-то к лучшему. Это задача, достойная настоящего художника.

Хочется надеяться, что дети захотят прочитать повесть «Портрет» Н.В. Гоголя. Остается добавить, что в спектакле звучит музыка Джоакино Россини, Антонио Вивальди, Игоря Стравинского, Майкла Стернса, групп «The Knife» и «Ленинград». Кроме того, используется оригинальный ход: рассказ сопровождается не только талантливой игрой, но и компьютерной графикой, рисунками художника Анны Курочкиной. В иных местах это усиливает эффект, напряжение, интонацию, не давая отвлечься. Мы видим, как на огромном экране меняются рисунки – иллюстрации к рассказу.

Как пробудить интерес к русской классике у «гаджетного поколения»? Вадим Долговых предлагает необычное решение. Его спектакль «Портрет. Питер. Пробки» – не просто экскурсия по Санкт-Петербургу, загадочная и таинственная история. Это прикосновение к вечным вопросам, погружение в бездны человеческой души. В нижайшие глубины и высочайшие смыслы.



 

 
 
Вы находитесь здесь: Лето-2020 Новости Под тенью Медного Всадника…